"Ақмола облысы білім басқармасының Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі  Ұзынкөл ауылының негізгі орта мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі.
Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа села Узунколь отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области. 

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

24.03.2017

Термин «психическое здоровье» принадлежит одному из основа­телей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологиче­ски нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть. Не имеющий отклонений от нормы индивид полностью исполь­зует свои способности, реализует свои возможности. Обычный («хоро­ший») человек – не  тот, кому просто что-то дано, а тот, у кого ничего не отнято. Его противоположность – такой, у кого заглушены и подавлены способности и одаренность. 

 

Гуманистическая психология не только предложила понятие о пси­хическом здоровье, но и разработала свои принципы осмысления че­ловека. Они таковы:

1. Человек целостен и должен изучаться в своей целостности.

2. Каждый человек уникален.

3. Человек открыт миру; переживание им мира и себя в нем являет­ся главной психологической реальностью.

4. Жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.

5. У человека есть возможности к непрерывному развитию и самореа­лизации, которые являются частью его природы. 

6. Человек обладает определенной степенью свободы от внешних сил благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется  в своем выборе. 

7. Человек — активное, творческое существо.

Эти принципы очень важны для понимания того, как расширить резервы человека. Нарушения в реализации высших духовных потребностей вызывают метапатологии. Невозможность удовлетворить свои базовые потребности приводит человека к депривации (сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации.). Понятно, что люди стремятся к добру, справедливости, красоте, порядку, законности, сохранению ценностных ориентиров. И если на пути встречаются преграды, личность должна их преодолеть, однако если и это она неспособна сделать, наступает дисбаланс, расстройство психики, которое сродни биологическим аномалиям. Что же подразумевается под психическим здоровьем?

У школьника это сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социаль­ного окружения) особенностей развития его личности. Соответственно психическое нездоровье будет означать несбалансированность, асинхронию внутренних и внешних особенностей личностного изменения. 

Психологическое здоровье личности школьника является одним из глав­ных условий образовательного процесса. Не каждому ребенку ком­фортно от пребывания в школе, от общения с каким-либо учителем и учащимися. Часто нарушаются его права и автономия. Он их порой и не знает, а иногда путает с обязанностями и не может противостоять давлению несправедливых взрослых и сверстников.

Часто школьник живет по двойным стандартам морали и норм доведения, полагая, что ведет себя, «как его учили». Очень часто ученики не умеют адаптироваться в классе, но счита­ют, что иначе и быть не может. Невозможно предугадать, как они бу­дут вести себя в различных условиях.

А. Маслоу выделяет несколько понятий, характеризующих пси­хически, морально здорового человека:

  • человечность;
  • уверенность в себе;
  • самообладание;
  • потребность в знаниях;
  • потребность в самоактуализации (самоактуализация, как процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно).

Самоактуализация как главный показатель психического здоро­вья осуществляется благодаря другим потребностям. Последние вы­страиваются в такую иерархию (от низших к высшим):

  • физиологические;
  • в безопасности и защите;
  • в принадлежности и любви;
  • в самоуважении;
  • в личном совершенствовании.

Здесь важно, что низшие потребности должны быть обязательно удовлетворены, и только потом осознается более высокая из них. Это значит: физиологические необходимо удовлетворить прежде, чем воз­никнут потребности в безопасности и другие. Данная иерархия относится ко всем людям. Чем большее количе­ство потребностей удовлетворяет человек, тем ярче его индивидуаль­ность. 

И еще один важный момент: люди могут создавать свою иерар­хию потребностей исходя из собственных нужд. Соответственно и удов­летворение таковых бывает частичным. Если же потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек «застрянет» на этой стадии. Высшие потребности — в самоактуализации и реализации своего потенциала, — по мнению А. Маслоу, удовлетворяются только на 10%. а низшие (физиологические) – на 85%.

Самоактуализация проявляется личностном росте. Человек обнаруживает нечто, тре­бующее погружения в себя, ответственности перед собой и готовности к кропотливому ежедневному труду, направленному на обнаружение и реализацию собственных возможностей. Человек «захвачен радо­стью». Как только он поймет свою сущность (что для него хорошо и что плохо, кто он такой, к чему стремится), начнет понимать свои защит­ные механизмы.

Просмотров: 353


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст