«Жизненные
цели подростков».
Задачи: обсудить с родителями жизненные и нравственные
приоритеты подростков; продумать систему мероприятий, способствующих формированию
жизненной и гражданской позиции подростка, обменяться идеями и мнениями
воспитания.
Ход собрания
Уважаемые
мамы и папы! Растут наши дети, а вместе с их взрослением растёт не только
радость от их успехов, но и проблемы.
У детей появляются свои
тайные интересы, в какой-то момент времени
они перестают понимать родных и близких. В свою очередь, родители,
испугавшись изменений в собственном ребёнке, перестают понимать их, срываются
на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс
отчуждения и разлада.
Почему
так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на
удовлетворение материальных потребностей ребёнка, сохранение его физического
здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для неё
несущественны.
В связи с этим хочется
рассказать небольшую притчу.
Король узнаёт, что его сын женится. Он
возмущён, топает ногами, взмахивает руками,
кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ.
Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»
Пока наши дети ещё рядом с
нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят,
насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не
потерять себя в жизни.
Тема
сегодняшней нашей встречи «Жизненные
цели подростков» и эпиграфом к собранию я взяла слова индийского мыслителя,
философа Свами Вивекананда «Каждого
человека следует оценивать не потому, кто
он есть, а по тому, чего он
реально желает добиться!»
Сегодня
на собрание мы с нами обменяемся
мнениями, поделимся жизненным опытом. И я надеюсь, что к концу нашей встречи,
вы сможете для себя сделать вывод, о том, как важно знать цели своих детей или
как помочь ему их определить, направить правильно ребёнка по жизненному пути.
Психологи
выделяют много признаков в поведении ребёнка, по которым можно определить есть
ли жизненная установка, цель у него или нет. Я вам хочу привести несколько
признаков в поведении детей, у которых нет жизненных целей:
-
чрезмерно играет
в компьютерные игры;
-
разговаривает по
телефону в течение нескольких часов;
-
ленивое
времяпровождение у телевизора.
-
Демонстративное
нарушение школьной дисциплины
-
Курение и выпивка
-
Употребление
наркотиков
-
Грубость
сверстникам и взрослым
-
Унижение
маленьких и слабых
-
Ложь даже без
причин
-
Доказывание своей
правоты только с помощью силы
-
Разрисовывание
стен
-
Порча школьного
имущества
-
Гуляние на улице
в течение долгого времени
-
Совершение других
аморальных и противоправных поступков и т.д.
-
Предлагаю вашему вниманию вопросы для обсуждения:
1) Каким вы видите своего ребёнка в будущем?
2) Знакомы ли вы с его жизненными целями? Одобряете ли вы их?
3) Жизненные предпочтения подростков: кто их формирует?
4) Что может повлиять на формирование жизненных приоритетов подростков?
5) Как помочь
преодолеть подросткам неудачи и разочарования?
Из
ваших ответов ясно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка нравственно
здоровой личностью, человеком, с твёрдыми жизненными целями. Ну, а
если сформулировать вопрос так: «Какая жизненная цель человека является
первой?» Думаю, все согласятся, что это создание своей личности.
С
ребятами была проведена проектная методика «Мой жизненный выбор» :
1.
Цель моей жизни –
это….
2.
Мои родители
знают, что моя цель жизни – это….
3.
Я знаю, что для
реализации моих жизненных целей нужно….
4.
Чтобы мои цели
были реализованы, сегодня у меня
получается…..
5.
Сегодня у меня
пока не получается…
6.
Поддержкой в
достижении моих жизненных целей являются…..
7.
Препятствием в
достижении моих целей является…
8.
Для того, чтобы
достичь цели, я должен…..
9.
Для того, чтобы
достичь цели, я не должен…
К счастью в нашем классе у
всех детей есть свои цели, приоритеты и мечты.
Из методики видно было,
что несмотря на то, что ребята
являются учениками 8 класса, многие знают:
для достижения успеха нужны знания, нужно трудиться, хорошо учиться, нужны терпение, сила воли,
стремление.
Поддержкой в достижении
жизненных целей ребята видят в вас родители. Именно на вас они надеются в своей
жизни, в достижении целей.
Препятствием в достижении
своих целей многие отметили, является лень и компьютер.
И мы с вами должны детям
показать, что в жизни всё нужно зарабатывать своими силами, пройдя и через
неудачи. Педагог и родители должны заинтересовать ребёнка учёбой.
Отечественные и зарубежные
психологи советуют родителям придерживаться следующих моментов в воспитании
детей:
1)Безусловно, принимать ребенка
таким. Какой он есть.
2)Активно слушать его
переживания и потребности.
3)Беседовать с сыном или
дочерью об их ближайших и будущих
жизненных планах
4)Делиться своими планами, победами
и неудачами
5)Не иронизировать по поводу
несбыточных планов, стимулировать в ребенке желание доказать себе и другим и
достичь поставленной цели
6)Формировать нравственно
здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов
7)Создавать у ребёнка
ситуацию успеха и поддерживать успехи.
8)Бывать (читать, заниматься)
вместе.
9) Не вмешиваться в те его
занятия, с которыми он справляется сам.
10) Помогать, когда просит.
11) Делиться своими чувствами
(значит доверять).
12)Конструктивно решать
конфликты.
13) Использовать в
повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой...», «Мне нравится, как ты...», «Ты, конечно, справишься...», «Как хорошо, что ты у нас есть...» и другие.
14)Как можно чаще обнимать ребенка,
но не «затискивать».
15)Говорить ребёнку правду,
какой бы горькой она не была
16)Быть самому примером для
ребёнка!
Уважаемые
родители, мы выяснили, в любом случае вначале полезно просто рассказать детям о
том, какую важную роль в жизни человека, в развитии
его личности
играют цели, представления о будущем и
т.п.
Можно для себя отметить следующие выводы и донести их до детей:
1) Следуй
строго к поставленной цели. Учись ее находить.
2) Не предавайся бесплодным мечтаниям.
3) Разрабатывай конкретные планы на будущее и пр.
И наше собрание наш разговор мне хочется закончить словами известного американского педиатра Б.Спока:
«Любите вашего ребенка таким,
какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат
воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к
ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете и целей которые
перед ним ставите».
Давайте поможем нашим детям найти себя в жизни, не потеряться,
поставить цели и с успехом их добиться. Давайте вместе научимся радоваться
успехам и поддерживать своих детей во
время неудач!
Спасибо всем за
внимание, рада была услышать мнение каждого из вас!
Памятка для родителей
Ваш ребёнок взрослеет, вместе
с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется
интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья
воспринимает подростки как мыслящую личность, зависит степень его социального
взросления.
1.
Беседуйте со
своим сыном или дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих
целях жизни.
2.
Рассказывайте о
своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
3.
Поддерживайте
здоровое честолюбие своего ребёнка.
4.
Не иронизируйте
по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим
возможность достичь поставленной цели.
5.
Формируйте
нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации
жизненных планов.
6.
Создайте ситуацию
успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
7.
Говорите правду
ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения
цели.
8.
Будьте сами
примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших
жизненных силах.